Завершился проект, направленный на предотвращения коррупции в сфере выдачи лицензий аптекам

Вот и подошел к завершению проект “Стоп коррупция”, реализуемый ВОО “Европейская Ассоциация прав инвалидов” за счет финансовой поддержки Фонда содействия демократии при Посольстве США в Украине, в сфере регулирования политики потребления и оборота лекарственных препаратов. Данный проект был направлен на предотвращения коррупции при  выдаче лицензий тем аптекам, которые являются недоступными для мало мобильных граждан, в т.ч. для людей с инвалидностью. Именно поэтому, основываясь на интересах целевой группы проекта и для объективной его оценки, в данной статье мы хотели бы рассказать об основных предпосылках этого проекта, а также проанализировать ту ситуацию, которая сложилась после его завершения с точки зрения потребностей людей с инвалидностью и других мало мобильных граждан.

1. Основные предпосылки для осуществления проекта

Поводом для инициации проекта стало вопиющее несоответствие между реальной ситуацией с доступностью к аптекам и теми требованиями к их доступности, которые аптеки должны были бы обеспечить при выдаче им лицензий на основании Приказа Минздрава № 723 от 31.10.2011 г. “О согласовании Лицензионных условий ...”.

Так, например, еще до начала проекта по результатам предварительно проведенного нашей организацией мониторинга аптек, в нескольких областных центров Украины, было выявлено массовое несоблюдение условий п.п. 3.5.7 названного выше приказа, гласящего: “…создать необходимые условия для доступности лиц с ограниченными физическими возможностями в аптеки”. Кроме того, из всех проверенных в рамках этого мониторинга аптек, у 10% аптек вообще отсутствовали сведения об их лицензировании на официальном сайте Государственной службы по контролю над лекарственными препаратами в Украине. Результаты данного мониторинга не только показывали нарушения прав мало мобильных граждан и, в частности, свидетельствовали о грубом попрании, ратифицированной Украиной Конвенции ООН “О правах инвалидов”, но и предполагали наличие слаженной коррупционной схемы в сфере контроля за продажей лекарственных препаратов. В конечном итоге, сложившаяся ситуация не только нарушала права потребителей в сфере приобретения лекарственных препаратов, но и существенно ограничивала основополагающие права людей с инвалидностью в аспекте обеспечения для них свободного доступа к аптекам с целью самостоятельной покупки ими лекарств.

Все вышесказанное и стало теми предпосылками, которые побудили  ВОО “Европейская Ассоциация прав инвалидов” инициировать проект “Стоп коррупция”, который в последующем был выполнен за счет финансовой поддержки Фонда содействия демократии при Посольстве США в Украине и получил довольно широкий общественный резонанс.

2. Общественный мониторинг
условий доступности аптек

Одной из основных задач, которую нужно было реализовать в рамках проекта “Стоп коррупция”, стало выявление и предоставление общественности фактов наличия коррупционной схемы в регулятивной деятельности по контролю над продажей и оборотом лекарственных средств со стороны Государственной службы Украины по лекарственным препаратам и их территориальных подразделений. С целью выполнения данного задания в г. Киеве, г. Николаеве, г. Одесса и в 15-ти районах Одесской области был проведен общественный мониторинг на предмет выполнения аптеками условий лицензирования. При проведении данного мониторинга особое внимание уделялось фактическому выполнению требований п.п. 3.5.7 Приказа Минздрава № 723. Фактически проведение мониторинга явилось основополагающим условием для эффективной аргументации и обоснования таких последующих действий, выполняемых в рамках проекта, как:

  1. Устранение, выявленных в ходе мониторинга, нарушений условий лицензирования по конкретным аптекам путем подачи соответствующих письменных обращений в территориальные подразделения Государственной службы Украины по лекарственным средствам и прокуратуру
  2. Проведение, по результатам проведенного мониторинга, общественного диалога, а также поиск и реализация путей по исправлению последствий применения коррупционных схем, возникающих в процессе лицензирования аптечного бизнеса
  3. Инициация процессов по устранению коррупционной составляющей в нормативных документах регламентирующих сферу реализации и оборота лекарственных средств в Украине.
  4. Проведение широкой информационной компании в СМИ и в сети Internet с целью повышения эффективности реализации проекта в целом.

В ходе проведения вышеназванного общественного мониторинга на соблюдение условий доступности в соответствии с ДБН В.2.2-17: 2006 “Здания и сооружения. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения” было исследовано 2044 аптеки, из которых 918 оказались недоступными. В разрезе по регионам, где проводился названный выше мониторинг, картина с доступностью аптек обстоит следующим образом:


п/п

Наименование региона, где проводился мониторинг

Общее количество исследованных аптек

Количество аптек, условия доступности которых не соответствуют ДБН В.2.2-17: 2006

Удельный вес аптек, условия доступности которых не соответствуют ДБН В.2.2-17: 2006

1.

Город Киев и  Киевская обл.

1008

396

40%

2.

Город Одесса и 15-ть районов Одесской области

800

413

52%

3.

Город Николаев

236

109

44%

ВСЕГО:

2044

918

46%

По итогам проведенного мониторинга на Всеукраинский Internet портал “SOCIO” в раздел с картами доступности по регионам было занесено 1396 аптек. Занесение и обработка данных довольно длительный процесс и он продолжается.

Мониторинг условий доступности аптечных учреждений проводился в форме замера и фото фиксации соответствия фактических условий доступности этих учреждений,  государственным строительным нормам (ДБН   В.2.2-17:2006) с целью свободного доступа к аптекам лиц с ограниченными  физическими возможностями.

Объектами такого мониторинга являлись:

  1. Аптеки, размещаемые в отдельном здании или во встроенном (пристроенном) изолированном помещении на первом этаже с отдельным  самостоятельным  выходом  наружу  из торгового зала.
  2. Аптеки, размещенные  в помещениях  торговых центров в  изолированном  помещении   без обустройства  отдельного  самостоятельного  выхода   наружу.
  3. Аптеки (Аптечные пункты), размещенные в помещениях медицинских учреждений (больницы, поликлиники, медицинские амбулатории) в изолированном помещении без обустройства  отдельного  самостоятельного  выхода  наружу. 

Для данного мониторинга был присущ ряд особенностей, характерных, как для всех мест, где он проводился, так и для отдельно взятых регионов, в частности.

Характерной чертой для всех трех регионов было абсолютное отсутствие системы средств ориентации для слепых и слабовидящих людей. Так, например, ни разу в ходе мониторинга не было выявлено тактильных направляющих или предупредительных линий.

Наиболее же резонансными стали результаты проведения исследований доступности аптек в г. Одессе и в 15-ти районах Одесской области. Здесь по результатам мониторинга была зафиксирована существенная разница между степенью доступности к аптекам в г. Одессе и в сельской местности Одесской области. Так, если средняя степень недоступности аптек по Одесскому региону составила 42%, то в сельской местности она колебалась от 61 до 74% и зависела (в основном) от отдаленности этой местности от областного центра. Особенностью доступности аптек в сельской местности, к примеру, может являться наличие пандуса около аптеки с одновременным отсутствием сколь-нибудь приемлемой возможности подъезда к нему. Зачастую такой подъезд должен осуществляться по грунтовой дороге, что фактически сводит на нет наличие пандуса для входа в аптеку.

Наиболее распространенная проблема при исследовании условий доступности заключалась в запрете охраны или руководства аптек в фото фиксации элементов нарушения доступности,  как снаружи помещения, так и внутри него. Особенно это проявлялось в тех аптечных учреждениях, которые находились внутри торговых центров, больниц и поликлиник. В этой связи хочется надеяться, что постоянные клиенты таких горе аптек и общественно активные граждане (особенно это касается людей с инвалидностью) помогут общественникам восстановит справедливость и будут инициировать через ВГО “Европейская ассоциация прав инвалидов” или другие общественные организации массовые обращения в суды. Это, в свою очередь, даст шанс общественникам добиться через государственные структуры положительных решений для обеспечения надлежащих условий доступности к той или иной конкретной аптеке.

Наряду с непосредственным мониторингом условий доступности с руководством аптек проводилась также информационно-разъяснительная работа, в ходе которой предпринималась попытка аргументировано разъяснить этому руководству экономическую целесообразность и объективную неотвратимость обеспечения необходимых условий доступности в соответствии с ДБН   В.2.2-17:2006.

Очень важно также отметить, что по фактам, выявленных в процессе мониторинга, нарушений, было направлено большое количество обращений в территориальные подразделения Государственной службы Украины по лекарственным препаратам, а так же в органы прокуратуры. Однако в связи с изменением законодательства о прокуратуре, этот орган потерял функции надзора, и часть вышеназванных обращений была перенаправлена в территориальные подразделения Государственной службы Украины по лекарственным средствам. В последующем ВГО “Европейская ассоциация прав инвалидов” намерена держать на контроле процесс обеспечения необходимых условий доступности по тем аптекам, где были выявлены наиболее вопиющие случае несоблюдения норм доступности. Именно в отношении таких аптек будет инициирован ряд коллективных жалоб с целью направления их в суды для дальнейшего рассмотрения и принятия соответствующих решений по устранению выявленных нарушений.

3. Проведение, по результатам проведенного мониторинга, общественного диалога, а также поиск и реализация путей по исправлению последствий применения коррупционных схем, возникающих в процессе лицензирования аптечного бизнеса

На основе полученных в ходе общественного мониторинга результатов в рамках проекта был реализован общественный диалог с общинами г. Киева, г. Николаева и г. Одессы на предмет обострения угрозы коррупции в сфере выдачи и контроля за лицензиями в аптечном бизнесе. В процессе этого диалога, проводимого в виде 4-х “Круглых столов” (по одному мероприятию в г. Николаеве и г. Одессе, 2 в  г. Киеве),  также были рассмотрены вопросы по поиску и реализации путей по исправлению последствий применения коррупционных схем.

В рамках проведения всех вышеперечисленных “Круглых столов” с участием представителей общественных организаций, органов власти и правоохранительных структур было проведено конструктивное обсуждение следующих вопросов:

  1. Результаты мониторинга доступности аптек для людей с инвалидностью.
  2. Инициативы по изменению п.п 3.5.7 Приказа Минздрава №723 с целью доработки нормативного акта для устранения его коррупционной составляющей

По итогам такого обсуждения результатами проведения “Круглых столов” стало:

  1. Принятие конкретных решений по исправлению, выявленных в ходе проведенного мониторинга, нарушений.
  2. Наработка конкретных замечаний и предложений по результатам проведенной общественной экспертизы Приказа МОЗ № 723.
  3. Утверждение варианта изменения формулировки п.п.3.5.7 Приказа МОЗ № 723, с целью уточнения понятия “доступность”.

Также по результатам проведения “Круглых столов” во всех 3-х городах была начата и на данный момент еще проводится широкая информационная кампания. Кроме этого, после проведения “Круглых столов” были начаты процессы по исправлению выявленных в ходе мониторинга нарушений.

4. Инициация процессов по устранению коррупционной составляющей в нормативных документах регламентирующих сферу реализации и оборота лекарственных средств в Украине

В рамках реализации проекта “Стоп коррупция” с целью устранения коррупции в сфере распространения лекарств была проведена общественная анти коррупционная экспертиза Приказа МОЗ № 723.  По итогам этой экспертизы в Министерство охраны здоровья (МОЗ) были предоставлены рекомендации по изменениям приказа МОЗ № 723. Эти рекомендации касаются в основном п.п. 3.5.7 вышеназванного приказа МОЗ. Так, в частности, п.п. 3.5. 7 в нынешней редакции, а именно - “…создать необходимые условия для доступности лиц с ограниченными физическими возможностями в аптеки”, как правило приводит к систематическим нарушениям в сфере соблюдения условий лицензирования. Такие нарушения обусловлены отсутствием механизма четкого определения “условий доступности”. Вследствие этого вышеназванный пункт трактуется владельцами аптек в  произвольной форме, что позволяет им нарушать требования статей 26 и 27 Закона Украины “Об основах социальной защиты инвалидов в Украине”. Такие нарушения проявляются в виде обустройств “кнопок вызова”, “швеллеров (реек)” или “неправильных” пандусов, которые не соответствуют действующим ДБН.

Также требования п.п. 3.5.7 не учитываются региональными “Службами по контролю за лекарственными препаратами”, так как не имеют четких критериев определения условий их выполнения, а именно – показателей наличия либо отсутствия “условий доступности”. Это, в свою очередь, дает возможность вышеназванным Службам выдавать (продлевать) лицензии тем аптекам, у которых полностью либо частично отсутствуют условия доступности для людей с инвалидностью и других мало мобильных граждан.

Повсеместное несоблюдение требований п.п. 3.5.7 подтверждаются также и анализом результатов мониторинга архитектурной доступности физического окружения (включая аптеки) областных центров Украины, проведенного в 2014 – 2015 гг. ВОО “Европейская Ассоциация прав инвалидов”. Статистические результаты этого мониторинга свидетельствуют, что из 2044 исследованных аптек полностью недоступными для людей с инвалидностью (с нарушением опорно-двигательного аппарата).являются 918 (46%).

Результаты мониторинга аптек размещены на “Электронной карте доступности” всеукраинского Web-портала “SOCIO”.  Занесение и обработка данных продолжается.

В связи с вышеизложенной ситуацией группа, проводившая общественную анти коррупционную экспертизу приказа МОЗ № 723, настоятельно рекомендует Министерству охраны здоровья конкретизировать выполнения статьи 26 и 27 Закона Украины “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине” в сфере регулятивной деятельности по контролю над розничной торговлей лекарственными препаратами. Для такой конкретизации недостаточно просто ссылаться на вышеназванный Закон. Необходимо выработать четкие регулятивные механизмы по реализации данного Закона, иначе приказ МОЗ № 723 не будет иметь должного влияния на обеспечение руководством аптек необходимых условий доступности для мало мобильных граждан.

Нужно также заметить, что раздел 2 ст. 27  вышеназванного Закона, гласящий  “В случае если действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, по согласованию с общественными организациями инвалидов осуществляется их разумное приспособление с учетом универсального дизайна”, как правило, позволяет владельцам аптек не создавать необходимых “условия доступности” ссылаясь на якобы невозможность обустройства пандусами или любыми другими средствами доступности своих аптек. Зачастую этот пункт Закона позволяет владельцам аптек находить пути для “условного” выполнения п.п. 3.5.7, которые по сути никак не приспосабливают их аптеки для свободного доступа людей с инвалидностью и других мало мобильных граждан.

Таким образом, в п.п.3.5.7 приказа МОЗ № 723 необходимо четкое определение “условий доступности” зданий и сооружений, коими являются и аптеки. Именно это определение, как раз и прописано в действующих ДБН В.2.2-17: 2006 “Здания и сооружения. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения”.

Мало этого, ДБН В.2.2-17: 2006 разработаны, как раз с целью реализации требований статей 26 и 27 Закона Украины “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине”. Эти нормативы должны отразиться в отразится п.п. 3.5.7. приказа МОЗ № 723, поскольку касаются зданий и сооружений общественной инфраструктуры, а значит могут и должны быть применены и к аптекам.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами группа, проводившая общественную анти коррупционную экспертизу приказа МОЗ № 723, а также участники 4-х “Круглых столов”, проведенных в рамках реализации проекта “Стоп коррупция” считают необходимым:

В п.п. 3.5.7. приказа МОЗ № 723, гласящего: - “…создать необходимые условия для доступности лиц с ограниченными физическими возможностями в аптеки” необходимо изменить и изложить в следующей редакции:

3.5.7. “…создать условия для свободного (беспрепятственного) доступа инвалидов и других мало мобильных групп населения к аптекам и услугам, в них в соответствии с ДБН В.2.2-17: 2006 “Здания и сооружения. Доступность зданий и сооружений для мало мобильных групп населения” и “ДСТУ-Н Б В.2.2-31: 2011 (инструкция по обустройству домов и зданий гражданского назначения элементами доступности для лиц с недостатками зрения и слуха””.

3.5.7.1. Определение “условий доступности” подтверждать “Протоколом о соблюдении требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, стандартов беспрепятственного доступа маломо бильных групп населения к зданиям и сооружениям”.

3.5.7.2. Невозможность переоборудование аптеки согласно ДБН В.2.2-17: 2006 “Здания и сооружения. Доступность зданий и сооружений для мало мобильных групп населения” подтверждать заключением экспертизы ГАСК

3.5.7.3. В случае если действующие объекты невозможно полностью приспособить для потребностей инвалидов, согласно заключению ГАСК, осуществлять их разумное приспособление с учетом универсального дизайна, по согласованию с общественными организациями инвалидов.

Также считаем необходимым владельцам аптек, которым выданы лицензии с вышеперечисленными изменениями, предоставить период в 12 (18) месяцев с целью проведения необходимых работ во исполнения требований п.п. 3.5.7. (в новой редакции).

5. Проведение широкой информационной компании в СМИ и в сети Internet с целью повышения эффективности реализации проекта в целом

Позитивные результаты реализации проекта “Стоп коррупция” в значительной мере были предопределены тем высоким резонансом, который сформировался в обществе благодаря проведению информационной кампании в СМИ и в сети Internet по итогам проведения соответствующего мониторинга и общественной анти коррупционной экспертизы. Так за время выполнения проекта только в сети Internet, на 8-ми Web-ресурсах было размещено порядка 11-ти статей, посвященных ходу и результатам реализации проекта. Кроме того, о проекте было несколько публикаций в прессе, как местного, так и всеукраинского значения. Трансляцию же основных видеосюжетов, которые были посвящены проекту можно посмотреть прямо в этом Internet материале.

Весь вышеупомянутый массив публикаций, статей, передач и видеосюжетов обеспечил в результате значительный общественный резонанс вокруг проблемы коррупционной составляющей при лицензировании аптек с точки зрения обеспечения их доступности. Это, в свою очередь, создало благоприятную почву для конструктивного диалога, направленного на устранение проявлений коррупции в сфере выдачи лицензий аптекам.

Президент ВГО “Европейская Ассоциация прав инвалидов”
Олег Дрюма
Представитель ВГО “Европейская Ассоциация прав инвалидов”
Александр Лукьянов